Это опция возвращает прежний вид Главной страницы 12 месяцев – сайт-календарь на каждый день , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить 12 месяцев – сайт-календарь на каждый день Главную.


Зеленая красавица из глубины веков

История новогодней ёлки

Ёлочка на новый год

Как мы знаем из истории, традиция празднования нового года России связывается с именем Петра I. Заслуга великого реформатора заключается, прежде всего, в том, что он изменил систему летосчисления и дату наступления нового года. До Петра, еще во времена великого князя Владимира на территории Киевской Руси использовалось византийское летосчисление, согласно которому отсчет лет велся от сотворения мира, которое произошло 1 марта 1 года, в пятницу. В повести временных лет уже используется юлианский календарь с византийским летосчислением и римскими названиями месяцев. Кстати, в украинском языке сохранились древнерусские названия месяцев, и название воскресенья осталось древнерусским – неделя, то есть день, когда ничего нельзя делать, день отдыха. Однако в юлианском календаре новый год начинался 1 сентября, когда избранные народом римские консулы вступали в должность.

В 1492 году, который был 7000 годом от сотворения мира, царь Иван III повелел перенести отмечать начало нового года 1 сентября, а до этого времени гражданский год начинался с 1 марта, а церковный с 1 сентября, как и положено по юлианскому календарю. Для того, чтобы синхронизировать российское летосчисление с европейским, Петр I своим указом от 20 декабря 1699 года предписал считать первое января 7208 года от сотворения мира первым января 1700 года от рождества христова, а начало гражданского нового года перенести на 1 января. Но, во избежание народной смуты и конфликтов с церковью он разрешил использовать оба эти исчисления. Полного перехода на новый, григорианский календарь тогда так и не произошло, поскольку он не согласовался с христианскими канонами празднования пасхи, воскресения Христа. Григорианский календарь, предложенный папой Григорием XIII 4 октября 1582 года, был отклонен византийской церковью, поэтому долгое время не принимался многими странами. В России новый, григорианский календарь был утвержден в 1918 году, однако церковь никак не может с этим смириться, и изобретает новые календари, например новоюлианский.

Но вернемся к нашим елочкам. Петр I в своем указе, помимо даты начала нового года повелел отмечать эту дату салютами, шутихами, народными гуляниями, и кроме того, украшением домов, ворот и крыш ветвями и деревьями хвойных растений. Причем, обратите внимание, дома предписывалось украшать снаружи, а не изнутри, и не только самими деревьями, но и ветвями любых хвойных пород. После смерти Петра Великого его предписаниям в отношении украшательства домов хвоей перестали строго следовать. Ели продолжали ставить только возле кабаков, причем в XVIII-XIX столетии они там стояли целый год, по елкам их узнавали, за что они и получили в народе прозвище «Иванов Елкиных». Однако с притоком в Россию немцев середине XIX века рождественские елки получили, наконец, «постоянную прописку» в интерьере домов, а начинали украшать такие елки еще в Сочельник, праздник в канун Рождества.

В годы Советской власти елка символизировала празднование Нового года, причем с 1918 по 1935 год она официально была запрещена как символ мракобесия, потом вернулась в дома с новым символом — звездой, но только в 1949 году 1 января вновь стал выходным днем. Однако сейчас все чаще ее ассоциируют с православным Рождеством Христовым, которое отмечается 7 января.

Понятно, что традиция украшать елки пришла в Россию от немцев, а вот откуда она появилась у них? Оказывается, она берет свое начало еще от древних кельтов, а может быть и раньше. В сказаниях древних друидов, обитавших на территории современных Великобритании и Франции, каждому дереву предписывались определенные магические свойства, считалось, что в них обитают духи и, чтобы их умилостивить, древние кельты украшали деревья различными фруктами, как бы принося им жертву. Эта традиция была распространена в Европе, Азии и Северной Африке. Вечнозеленой ели в этом веровании древних отводилась особая роль, она считалась священным центром мироздания и на нее вешались яблоки, как символ плодородия, яйца, как символ жизни и гармонии, орехи, как символ непостижимости божественных помыслов. Делалось это в начале нового солнечного года, которое приходилось на конец декабря. Древние считали, что таким образом они отгоняют злых духов и заряжают энергией свою главную защитницу на весь наступающий год.


Понравился материал? Добавьте в закладки:

  • Add to favorites
  • Yandex
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Memori
  • BobrDobr
  • MisterWong
  • Moemesto
  • News2
  • FriendFeed
  • 100zakladok
  • Facebook
  • email
  • Grabr
  • WebDigg

ближайшие церковные праздники

Обратите внимание на следующие материалы нашего сайта: