Это опция возвращает прежний вид Главной страницы 12 месяцев – сайт-календарь на каждый день , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить 12 месяцев – сайт-календарь на каждый день Главную.


2 октября — Зосима — заступник пчёл, лакомый стол

Народные приметы на 2 октября

Зосима Пустынник — 2 октября по новому стилю, 19 сентября по старому стилю.

2 октября, ульи

Вчера было 1 октября, Арина, Ариадна — журавлиный лёт
Завтра будет 3 октября, Астафий

Ставят ульи в омшаник, готовят их к зиме. Собирают мед. Со 2 по 10 октября — пчелиная девятина. При теплой осени и в более южных районах ульи убирают на Савватия (10 октября). Этот период называют «лакомый стол», лакомятся мёдом:

Улья в погреб ставь, праздник меда правь.

Если на Зосиму ветер дует с юга — будет добрый урожай озимого хлеба на будущий год.

Переход среднесуточной температуры воздуха через 10 градусов Цельсия. Созревают японская айва, поздняя облепиха. Срубают капусту поздних сортов.

Именины

Именинники 2 октября: Давид, Дормидонт, Зосим, Игорь, Константин, Савватий, Трофим и Федор.

Народный фольклор

Молодежь устраивает Трофимовские вечерки — выбирают женихов.

И шла Маша по дорожке,
Потеряла две сережки,
Два серебряных кольца,
Выбирай-ка молодца.

Посмотрите-ка на нас,
Какая пара создалась,
Парочка прелестная,
Выбирай любезную (или любезного).

В царском доме на балконе
Сидит молодец в уборе.
Он в гитарушку играл,
Себе девицу выбирал.

Ты журавель длинноногий,
Не ходи ты по дороге,
А ходи по полосам,
Где боронят боронам.
Бороны железные,
Выбирай любезную.

Уж чия эта прекрасна,
В косе ленточка атласна,
Сарафан с белой каймой,
Вы пожалуйте со мной.

Я сидела на угоре
На такой на высоте.
Дай ты, боже, помоложе,
По моей по красоте.

Какой сюртук, какие брюки
У милого моего.
Он возьмет гармошку в руки,
Все смотрела б на него.

Не люби, парень, мещанку,
Люби девушку-крестьянку,
Ведь крестьянка жнет и косит,
А мещанка чаю просит.

Лежит камушек гранатый,
Мой забава небогатый.
Колосится в поле рожь —
Небогатый, да хорош.

Ты гуляй, гуляй, онуча,
Гуляй, Лаптева сестра,
Ты гуляй, онуча с лаптем,
Хоть до самого утра.

Заплетала русу косу,
Шел милекочек с покосу.
«Погляди-ка, батюшка,
Хорош ли будет зятюшка?»

Говорят, семья большая
У милого моего.
Семья большая, да согласная,
Любить буду его.

Мне не нужен дом кирпичный —
Был бы милый симпатичный.
Был бы милый по душе —
Проживем и в шалаше.

Я не знаю, как сказать,
Чтоб судьбу с твоей связать,
Чтобы путать — не распутать,
Чтобы рвать — не разорвать.

***

Сидела Катюшенька
В новой горенке одна,
Шила моя Катенька
Тонки белы рукава,
Вышивши рукавчики,
В терем к батюшке пошла:
«Родимый мой батюшка,
Ты подумай обо мне!» —
«Думаю, подумаю:
В монастырь, Катя, поди!» —
«Родимый мой батюшка,
В монастырь я не гожусь,
На старой игуменье
Всю рясу изорву,
Молоду священнику
Ему в щеку запалю,
Молодых монашенёк —
А я всех их оскверню.
Уж я всех оскверню».
Сватался к Катеньке
Из Сан-Питера купец,
Хвалил он, похваливал
Он свое житье-бытье:
«У меня, у молодца,
Полтораста кораблей!» —
«Думаю, подумаю:
Я за этого нейду».
Сватался к Катеньке
Из Москвы генерал.
Хвалил-похваливал
Он свое житье-бытье:
«У меня, у молодца,
Полтораста душ крестьян».— «
Думаю, подумаю:
Я за этого нейду».
Сватался к Катеньке
Из трактира музыкант.
Хвалил-похваливал
Он свое житье-бытье:
«У меня, у молодца,
Только скрипка да гудок».—
«Думаю, подумаю:
Я за этого пойду.
Сыта ли, не сыта,
Всегда буду весела.
Выйду я на улочку,
Будет честь мне, похвала,
Честь мне будет, похвала —
Музыкантова жена!»
(Вятская губ.)

В той же Вятской губернии пользовалась большой популярностью игра в выборы жениха и невесты с изображением счастливой семейной пары:
Играющие разделяются на две партии. Первая «становится к дверям избы, а другая на противоположную сторону. Первая половина идет к другой и поет:

1-я: Бояра! мы к вам идем,
Молодые! к вам идем!

2-я: Княжины! зачем вы к нам,
Молодые! зачем вы к нам?

1-я: Бояра! мы невест смотреть,
Молодые! молодых смотреть.

2-я: Княжины! у нас нету невест,
Молодые! все недоросточки.

1-я: Бояра! у вас выросли,
Молодые! все доросточки.

2-я: Княжины! у вас кто женат?
Молодые! у вас кто холост?

1-я: Бояра! у нас Яков не женат,
Молодые! что Михеич холостой.

2-я: Княжины! изволь выбирать,
Молодые! изволь из любых.

<...>поется столько раз, сколько на игрище всех парней... И когда пропоют «бояр» для всех девок и парней, то начинают женить бояр, т. е. считать хлопнутую парнем по плечу девку его невестой»

После этого играют в «ворота»:

«Остров зеленый!
Как за городом,
Как за новеньким,
Стояли трои ворота,
Трои точеные,
Да золоченые.

При последних словах становятся три пары молодушек, из которых одна пара, схватываясь руками, подымают их кверху, образуя тем как бы ворота. Песня продолжается:

Остров зеленый!
В первы ворота
Проезжали сватовья.

(В первые ворота проходят две пары.)

Остров зеленый!
В други ворота
Провозили сундуки.

(Во вторые ворота провозят сундук.)

Остров зеленый!
В третьи ворота
Проезжали женихи.

Проходят в третьи ворота парень с девкой, называвшейся его невестой и обязанной вместе с ним плясать.

Остров зеленый!
Кто сына женит,
У кого дочерь берет?
Микола сына женит,
У Ивана дочь берет.
Микитушка женится,
Натальюшку берет.
Он берет-таки, берет,
Она идет-таки, идет.

Потом девки спрашивают жениха, как он любит свою невесту. Он отвечает: «Она мне дороже всего моего богатства». Затем молодая чета опять начинает плясать, припевая вместе с другими девками и молодушками:

Плавала чарочка на сладком на меду;
Некому чарочку переняти...
Переймет — не переймет
Микита господин.
Поднесет — не поднесет
Наталье госпоже: —
Кушай ты, Натальюшка, выпей всю!
Что же ты, Натальюшка, упрямишься?
Что ж тебе, Ивановна, не нравится?
Ведь я тебя не силой брал,
Ведь я к вам свата посылал.
Сват-от кланялся твоему отцу,
Всей твоей семье и твоей родне.

Эта песня поется трижды, после чего молодушка, сидевшая во время пенья посреди избы на стуле, ловит парня и спрашивает:

— Как ты любишь, Иванушка, свою жену? Жених отвечает:
— Я ее люблю больше своей жизни».

Страдание святого мученика Зосимы пустынника.

Однажды Дометиан, правитель Киликии, отправился вместе со своими слугами на охоту и изъездил многие пустыни, холмы и горы, гоняясь за зверями и ловя их. И вот на одном месте он увидал множество зверей, посреди коих ходил старец и беседовал с ними, как с людьми. Охотники бросились на них и, когда звери убежали, взяли старца и привели к князю, думая, что он волшебник и совершает чарования в пустыне.

Его спросили, кто он такой и как его зовут.

Святой ответил:

– Я – христианин; имя мое – Зосима.

Тогда его связали и привели в город на суд. Здесь князь стал спрашивать его о волшебстве и чародействе: каким образом он так заколдовал зверей, что живет посреди них невредимым и беседует с ними, как с людьми?

Зосима отвечал:

– Я не для волшебства живу в пустыне; но, будучи сам христианин, я не могу жить в городе с неверующими, – посему и пошел в пустыню, желая лучше быть со зверями, нежели с людьми злыми – врагами Господа моего Иисуса Христа. Имея образцом такой жизни житие других христиан – святых отцов, удалившихся от мира и живущих в пустыне, и я старался подражать им, насколько мог. Бог же, знающий служащих Ему и промышляющий о них, и меня благоустроив по Своей благости, покорил мне на утешение мое диких зверей – и вот, я живу с ними, радуясь о Господе и возложив на Него всё мое упование.

Князь на это сказал ему:

– Так ты злой старец, почитаешь Назарянина? Хорошо. Итак я пойду в Назарет и там буду тебя жестоко мучить, чтобы ты или отказался бы от Назарянина, или в лютых страданиях лишился бы жизни; а кстати, пусть и Назаряне, увидав твои мучения, устрашатся.

И он сначала послал в Назарет св. Зосиму в оковах, а потом и сам отправился туда. Выбрав время для суда, Дометиан велел привести Зосиму и спросил его:

– Расскажи о своем волшебстве, как ты очаровал зверей?

Зосима в ответ на сие исповедал, что он – христианин.

Тогда князь велел повесить святого вниз головой, навязать ему на шею большой камень и строгать железными когтями.

После сего он опять спросил:

– Расскажешь ли ты теперь о своем волшебстве?

Зосима на это сказал:

– Христос, Бог мой – вот Кто послал зверей на утешение мне в пустыне.

Князь сказал ему:

– Если звери слушают твоего Бога, то повели придти сюда одному зверю: тогда мы все примем твою веру.

Зосима, воздев свои честные руки к небу, стал молиться.

– Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! – говорил он, – послушай меня, раба Твоего, пошли сюда льва, чтобы он служил мне.

И внезапно в город вбежал страшный лев, – и все, увидав его, разбежались. Лев же, подойдя к Зосиме, стал поддерживать камень, который был привязан к его шее.

Тогда князь стал просить святого:

– Зосима! укроти зверя и мы отвяжем тебя.

Зосима повелел зверю быть кротким, и князь приказал развязать святого и хотел послать его к царю. Но Зосима предал Богу дух свой. Христиане погребли с честью тело святого, прославляя Отца, Сына и Святого Духа, славимого во веки. Аминь.


Понравился материал? Добавьте в закладки:

  • Add to favorites
  • Yandex
  • Google Bookmarks
  • Twitter
  • Memori
  • BobrDobr
  • MisterWong
  • Moemesto
  • News2
  • FriendFeed
  • 100zakladok
  • Facebook
  • email
  • Grabr
  • WebDigg

ближайшие церковные праздники

Обратите внимание на следующие материалы нашего сайта: